АДОРНО (Adorno), Теодор


АДОРНО (Adorno), Теодор
(1903-1969)
   немецкий мыслитель, философ Франкфуртской школы, социолог, культуролог, музыковед, один из наиболее крупных теоретиков культуры модерна. Окончил университет в Вене. Преподавал во Франкфуртском университете. После прихода Гитлрера к власти эмигрировал в Англию, а затем в США. Совместно с Хоркхаймером выпустил книги «Диалектика просвещения» (1947), «Авторитарная личность» (1950). Автор исследований «Философия новой музыки» (1949), «Опыт о Вагнере» (1952) «К метакритике эпистемологии» (1956), «Диссонансы. Музыка в управляемом мире» (1956), «Введение в социологию музыки» (1962), «Негативная диалектика» (1966), «Эстетическая теория» (1970). Значительную известность Адорно приобрел своей концепцией негативной диалектики как познавательного метода, позволяющего преодолевать ограниченность формально-логических схематизмов и дающего возможность «противоречиво мыслить о противоречиях». Он отверг традиционную, разработанную Гегелем триаду «тезис - антитезис - синтез», сосредоточив вниманйе исключительно на «антитезисе», т. е. на проблеме отрицания. Адорно считал негацию важнейшим фактором творческого развития социокультурной, в том числе художественно-эстетической, реальности, не позволяющим последней остановиться в своем совершенствовании, закоснеть и омертветь. Истинное творчество никогда не останавливается в своем поиске. Если оно доходит до абсолютного ничто или абсурда, то и в этой ситуации для него существует позитивный выход. Он состоит в том, чтобы обнаруживать рациональные зерна в абсурде и добывать смыслы из отсутствия смысла.
   Согласно Адорно, произведения искусства становятся таковыми в результате саморазрушения собственной образной системы, что напоминает взрыв. Это характерно в первую очередь для произведений новейшего искусства, ввергающих людей в состояние шока. Катастрофа распада обнажает сущность и позволяет явлению обнаружиться с максимальной полнотой. Даже произведения, кажущиеся уравновешенными, представляют собой потенциальные взрывы, удерживаемые балансами их внутренних сил.
   ◘ Лит.: Адорно В. Теодор. Эстетичекая теория. - М.: Республика, 2001.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "АДОРНО (Adorno), Теодор" в других словарях:

  • АДОРНО (Adorno) Теодор — АДОРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69) немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества ( Диалектика Просвещения , 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО — (Wiesen grund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы , внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17 летнем возрасте с …   Социология: Энциклопедия

  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор — (1903 1969) нем. философ, наряду с Хоркхаймером крупнейший представитель критической теории в первом поколении. Критика буржуазного общества и характерной для него рациональности ведется А. в форме размежевания с классической философией Нового… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО Теодор (1903-1969) — немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17 летнем возрасте с опубликования первой критической статьи… …   История Философии: Энциклопедия

  • АДОРНО (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор — (1903 1969) немецкий социолог, социальный философ, представитель «франкфуртской школы» неомарксизма. С 1938 г. в США. Основные направления исследований критика культуры («Диалектика просвещения», 1947, совместно с М. Хоркхаймером), а также… …   Политологический словарь-справочник

  • АДОРНО (Визенгрунд-Адорно — WIESENGRUND-ADORNO) Теодор — (1903 69) нем. философ, социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма, авангардистски ориентированный критик и теоретик музыки. Худож. эстетические пристрастия А., в особенности приверженность эстетике нововенской школы в музыке (А.… …   Эстетика: Словарь

  • АДОРНО — (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… …   Философская энциклопедия

  • Адорно Теодор — Адорно (Adorno) Теодор [фамилия отца ‒ Визенгрунд (Wiesengrund); А. ‒ фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, ‒ 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931‒33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в …   Большая советская энциклопедия

  • АДОРНО —         Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 …   Энциклопедия культурологии

  • АДОРНО — (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… …   История Философии: Энциклопедия